12 июля 2020,
Областные новости
10.07.2020
Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства Пензенской области от 03.04.2020 №201.
10.07.2020
По официальной информации мониторинга потребительских цен субъектов Приволжского федерального округа в Пензенской области зафиксированы минимальные потребительские цены на ряд продуктов.

Яндекс.Погода

Социальная сфера

30.06.2020

Скрябы съюхчивай чебосные, или «вАленки бери хорошие»

Василий Васильевич Комаров, старейший житель села Чемодановка, опытный валяльщик и на данный момент  единственный носитель тайного «панатского» языка, охотно поделился с читателями «Нашей газеты» техникой изготовления валенок «по-чемодановски» и раскрыл  значения некоторых слов, когда-то давно придуманных мастерами.
Раньше взрослые и дети носили зимой валенки. Действительно, комфортней обуви не найти – тепло, сухо, мягко. Я думаю, многим интересно узнать, как обычный клок шерсти превращается в валенок и возможно ли в домашних условиях самим изготовить данную обувь.
Что, казалось бы, может быть проще неуклюжей серой или чёрной русской обуви, в которой сейчас ходят, пожалуй, лишь старики да малые дети? Однако наше отношение к валенкам может измениться, ведь, как говорится, «всё  новое – это хорошо забытое старое»...
Русский валенок победил немецкий сапог!
– Валенки я начал валять с 12-ти лет, – рассказывает Василий Васильевич. – Как началась война, в 1941 году папа ушёл на фронт, дядя обучил меня валянию. В войну дети, женщины, старики стали изготавливать валенки для фронта. Я всю жизнь их делал, хоть и работал в школе учителем. Можно отметить неоценимую заслугу валенок в военное время. Зимой  советских солдат обували только в валенки. Многие из них не раз возвращались на фабрики, их чинили, подшивали и снова отправляли на линию огня. Немцы считали валенки лучшим трофеем и готовы были обменять их на любую ценность. 
Процесс валяния достаточно кропотливый и трудоёмкий. 
– Более 100 кг шерсти нужно ощипать от репьёв, только тогда возьмут на  «чесалку». После  этого не представляете, как пальцы болят! – продолжает он.
Хочется отметить, что для изготовления  шерсть подходит только осенняя, а весенняя – лишь для пряжи годится, разница в том, что она тянется. Затем её настилают, потом обязательно замачивают в серной кислоте примерно на 8-9 часов. 
– На изготовление одного сапога уходило примерно два часа, потом валенок надевали на колодку и помещали для сушки в печь. После просыхания обязательно очищали  пемзой, чтобы валенки лохматыми не были, и отправляли на фронт, – вспоминает валяльщик. 
Валенки для губернатора
– В Чемодановке самые лучшие мастера, – уверен  Василий Васильевич. – Где и каких я только валенок ни повидал, но с нашими они не сравнятся ни по технологии, ни по прочности изготовления. Раньше я часто  участвовал в областных выставках. Меня как валяльщика сельсовет отправлял представлять родное село. И, видимо, там  бывший губернатор Василий Кузьмич Бочкарёв заприметил мои валенки. Там же ко  мне обратились  его помощники с просьбой свалять их ему. Только вот жалею, что не удалось передать лично.
Есть у нас такое семейное предание, рассказанное дедушкой: раньше в старину валяли из шерсти не только валенки, но и одежду, и пуговицы. И вот одному такому  чемодановскому умельцу царь даже премию дал  в три рубля. 
Мой собеседник уверяет, что валенки, свалянные вручную, могут прослужить более 20 лет. 
– Машинной  валки быстро садятся при сырости, а наши, если намочить, форму не теряют, – поясняет он. – Валенки местные умельцы  валяли круглый год, в то время это занятие являлось хорошим подспорьем для семьи.
Язык помогал избежать тюрьмы
Село Чемодановка с момента своего основания имело значительную ремесленную направленность. Большинство жителей занимались отхожим валянием, собирались в партии по два-три человека или даже в артели и ходили по сёлам, работая на заказ. Изготовители валенок хотели сохранить в тайне секрет своего ремесла, поэтому и придумали собственный язык. Когда они с головой уходили в работу по валянию валенок, это называлось «уйти в панат». 
– Лет пять назад ко мне  приезжали филологи из Санкт-Петербурга. Какое-то время они  жили  у меня и изучали «панатский» язык, – говорит Василий Васильевич, рассказывая историю его возникновения. – Раньше валяльщиков заставляли платить налог. Приезжали проверяющие,  по  печкам лазили, дома обыскивали. Двое моих знакомых сидели в тюрьме за спекуляцию. Ходили по базару только  с одной парой валенок, как продашь – за другой идёшь. Милиционер, бывало, подойдёт и спросит: «Продаёшь?» «Нет, калоши подбираю», – отвечали, – смеётся Василий Васильевич. – Могу сказать, что в то время очень помогало знание «панатского» языка. Предупреждали друг друга: «Кармалах хлит» (милиционер идёт). А в Великую Отечественную войну с помощью  придуманного языка ловко обходили цензуру. Например,  если напишешь в письме родным «наших многих убили, мало хлеба» – письмо цензор не пропустит. А если – «наших многих побосали, мало сумака», никто ничего не поймёт. 
Чемодановские валенки знают по всей России
Чемодановка основана  в 1685 году Фёдором Ивановичем Чемодановым.  Он не просто приезжал сюда отдыхать, он заботился о людях, которые здесь жили. Чтобы они трудились, в Чемодановке пытались создать конный завод. Но это дело не прижилось. Построили суконную фабрику, но она тоже долго не просуществовала. Затем построили валяльный комбинат – вот это занятие пришлось по душе местным жителям. Работая, наши  прапрадеды научились делать валенки, а потом стали передавать опыт из поколения в поколение. Чемодановские валенки знают по всей России. Именно они грели молодых бойцов во время войны. Ремесленники валяли валенки не в одиночку, а целыми бригадами. В селе сохранились три чесалки, одна из них до сих пор работает. Со временем комбинат прекратил свою работу, но люди, работавшие там, не унесли с собой секреты мастерства, а передавали их по наследству. 
Панатский словарик
хлеб – сумак               
начальник – атянька
вода – дробня              
злой – сунежный
молоко – гальмо           
хороший – чебосный
голова – кочева           
корова – трубёха
большой – вячий          
лошадь – алман
пить – бусать                   
маленький – яксарный   
мать – аватня                  
есть – стрякать
отец – аллей                      
уши – слухмяны
старый – стадыга            
рот – стрекальник
молодой – котюрь           
ноги – штухары
стол – страпец
живот – пек
окно – альмушка

Василий Васильевич Комаров, старейший житель села Чемодановка, опытный валяльщик и на данный момент  единственный носитель тайного «панатского» языка, охотно поделился с читателями «Нашей газеты» техникой изготовления валенок «по-чемодановски» и раскрыл  значения некоторых слов, когда-то давно придуманных мастерами.

Раньше взрослые и дети носили зимой валенки. Действительно, комфортней обуви не найти – тепло, сухо, мягко. Я думаю, многим интересно узнать, как обычный клок шерсти превращается в валенок и возможно ли в домашних условиях самим изготовить данную обувь.

Что, казалось бы, может быть проще неуклюжей серой или чёрной русской обуви, в которой сейчас ходят, пожалуй, лишь старики да малые дети? Однако наше отношение к валенкам может измениться, ведь, как говорится, «всё  новое – это хорошо забытое старое»...

Русский валенок победил немецкий сапог!

– Валенки я начал валять с 12-ти лет, – рассказывает Василий Васильевич. – Как началась война, в 1941 году папа ушёл на фронт, дядя обучил меня валянию. В войну дети, женщины, старики стали изготавливать валенки для фронта. Я всю жизнь их делал, хоть и работал в школе учителем. Можно отметить неоценимую заслугу валенок в военное время. Зимой  советских солдат обували только в валенки. Многие из них не раз возвращались на фабрики, их чинили, подшивали и снова отправляли на линию огня. Немцы считали валенки лучшим трофеем и готовы были обменять их на любую ценность. 

Процесс валяния достаточно кропотливый и трудоёмкий. 

– Более 100 кг шерсти нужно ощипать от репьёв, только тогда возьмут на  «чесалку». После  этого не представляете, как пальцы болят! – продолжает он.

Хочется отметить, что для изготовления  шерсть подходит только осенняя, а весенняя – лишь для пряжи годится, разница в том, что она тянется. Затем её настилают, потом обязательно замачивают в серной кислоте примерно на 8-9 часов. 

– На изготовление одного сапога уходило примерно два часа, потом валенок надевали на колодку и помещали для сушки в печь. После просыхания обязательно очищали  пемзой, чтобы валенки лохматыми не были, и отправляли на фронт, – вспоминает валяльщик. 

Валенки для губернатора

– В Чемодановке самые лучшие мастера, – уверен  Василий Васильевич. – Где и каких я только валенок ни повидал, но с нашими они не сравнятся ни по технологии, ни по прочности изготовления. Раньше я часто  участвовал в областных выставках. Меня как валяльщика сельсовет отправлял представлять родное село. И, видимо, там  бывший губернатор Василий Кузьмич Бочкарёв заприметил мои валенки. Там же ко  мне обратились  его помощники с просьбой свалять их ему. Только вот жалею, что не удалось передать лично.

Есть у нас такое семейное предание, рассказанное дедушкой: раньше в старину валяли из шерсти не только валенки, но и одежду, и пуговицы. И вот одному такому  чемодановскому умельцу царь даже премию дал  в три рубля. 

Мой собеседник уверяет, что валенки, свалянные вручную, могут прослужить более 20 лет. 

– Машинной  валки быстро садятся при сырости, а наши, если намочить, форму не теряют, – поясняет он. – Валенки местные умельцы  валяли круглый год, в то время это занятие являлось хорошим подспорьем для семьи.

Язык помогал избежать тюрьмы

Село Чемодановка с момента своего основания имело значительную ремесленную направленность. Большинство жителей занимались отхожим валянием, собирались в партии по два-три человека или даже в артели и ходили по сёлам, работая на заказ. Изготовители валенок хотели сохранить в тайне секрет своего ремесла, поэтому и придумали собственный язык. Когда они с головой уходили в работу по валянию валенок, это называлось «уйти в панат». 

– Лет пять назад ко мне  приезжали филологи из Санкт-Петербурга. Какое-то время они  жили  у меня и изучали «панатский» язык, – говорит Василий Васильевич, рассказывая историю его возникновения. – Раньше валяльщиков заставляли платить налог. Приезжали проверяющие,  по  печкам лазили, дома обыскивали. Двое моих знакомых сидели в тюрьме за спекуляцию. Ходили по базару только  с одной парой валенок, как продашь – за другой идёшь. Милиционер, бывало, подойдёт и спросит: «Продаёшь?» «Нет, калоши подбираю», – отвечали, – смеётся Василий Васильевич. – Могу сказать, что в то время очень помогало знание «панатского» языка. Предупреждали друг друга: «Кармалах хлит» (милиционер идёт). А в Великую Отечественную войну с помощью  придуманного языка ловко обходили цензуру. Например,  если напишешь в письме родным «наших многих убили, мало хлеба» – письмо цензор не пропустит. А если – «наших многих побосали, мало сумака», никто ничего не поймёт. 

Чемодановские валенки знают по всей России

Чемодановка основана  в 1685 году Фёдором Ивановичем Чемодановым.  Он не просто приезжал сюда отдыхать, он заботился о людях, которые здесь жили. Чтобы они трудились, в Чемодановке пытались создать конный завод. Но это дело не прижилось. Построили суконную фабрику, но она тоже долго не просуществовала. Затем построили валяльный комбинат – вот это занятие пришлось по душе местным жителям. Работая, наши  прапрадеды научились делать валенки, а потом стали передавать опыт из поколения в поколение. Чемодановские валенки знают по всей России. Именно они грели молодых бойцов во время войны. Ремесленники валяли валенки не в одиночку, а целыми бригадами. В селе сохранились три чесалки, одна из них до сих пор работает. Со временем комбинат прекратил свою работу, но люди, работавшие там, не унесли с собой секреты мастерства, а передавали их по наследству. 

Панатский словарик

хлеб – сумак               

начальник – атянька

вода – дробня              

злой – сунежный

молоко – гальмо           

хороший – чебосный

голова – кочева           

корова – трубёха

большой – вячий          

лошадь – алман

пить – бусать                   

маленький – яксарный   

мать – аватня                  

есть – стрякать

отец – аллей                      

уши – слухмяны

старый – стадыга            

рот – стрекальник

молодой – котюрь           

ноги – штухары

стол – страпец

живот – пек

окно – альмушка

Оставить комментарий