28 января 2022, пятница
Областные новости
27.01.2022
Всероссийская акция «Блокадный хлеб», посвящённая событиям блокадного Ленинграда времен Великой Отечественной войны 1941-1945 года, состоится в Пензенской области в третий раз. Впервые акции по раздаче «блокадного хлеба» состоялись в 2020 году.
27.01.2022
В среду, 26 января 2022 года состоялась рабочая встреча Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области Михаила Лисина и прокурора Лунинского района Николая Бобкова с представителями делового сообщества муниципального образования.

Яндекс.Погода

Культура

23.07.2021

Этнография – это не только про науку

Накануне Дня этнографа мы познакомились с интересными людьми, жителями Бессоновского района, которые занимаются изучением истории своего народа, побывали в их частном музее.  Семья Коротковых – Игорь и Елена, их дети Леонид и Екатерина – представители народа шокша, одного из ответвлений мордовской национальности.
Живут Коротковы в селе Грабово. Вот что глава семейства Игорь Юрьевич рассказал о себе и своей семье:
– Родился я в Челябинской области, городе Миасе, но вскоре родители переехали в Торбеевский район, в село Кажлодка, на родину предков. После школы, в 1983 году поступил в Пензенский политехнический институт. По окончании его три года отработал по направлению в Саранске, а потом перевёлся на ГРАЗ.
С супругой Еленой познакомились в 1986 году, будучи студентами машиностроительного факультета. Образовалась семья. 
У Елены тоже мордовские корни, её родители с Анзыбея, но пока ещё доподлинно не известно, какой именно она национальности, поэтому сейчас семья занимается исследованием и в этом направлении. 
У дочери Екатерины уже свои дети. Сын Леонид недавно пришёл из армии, занимается спортом и также помогает родителям во всех начинаниях. 
Кто такие шокша? 
Википедия гласит, что «шо?кша (эрз. Шокшот) – этническая группа эрзян. Язык - шокшинский диалект эрзя?нского языка финно-волжской подгруппы уральской семьи. Шокша проживает в 15 населённых пунктах Теньгушевского района и в 5-ти – Торбеевского района. 
Проживая вместе с мокшанами, указанная группа эрзян подверглась значительному её влиянию в языке, некоторых элементах быта и культуры. Но влияние это оказалось не настолько сильным, чтобы привести к утрате эрзянского самосознания». 
По статистике, народ шокша немногочисленный – всего около 10000 человек. Но, по словам Игоря, у него всегда были сомнения в истинности этой цифры.
– Ведь мы, старшее поколение, все родом из Советского Союза, а тогда мало кто вдавался в подробности своей этнической принадлежности, по паспорту все были русскими, то есть – советским народом, – рассуждает он. – Это теперь многие стали задумываться о своих национальных корнях, интерес к истории, этнографии у людей значительно возрос.
На самом деле, добавим, что, по данным архивистов, количество заявок от граждан в эту службу на составление генеалогического древа зашкаливает.
Одним из направлений этнографических изысканий Коротковых является поиск соплеменников. Благо, сейчас, в эпоху Интернета, делать это гораздо проще.
– Так вот выяснилось, что известная наша актриса Любовь Толкалина – представительница народа шокша, только она из-под Рязани. Корни мамы знаменитого хоккеиста Александра Овечкина, Татьяны Николаевны (Кабаевой в девичестве), также прославленной спортсменки, двукратной олимпийской чемпионки по баскетболу, – из Теньгушевского района. Предки бывшего губернатора Приморского края Сергея Дарькина родом с моей деревни Кажлодка. Есть в этом списке и Герой Советского Союза – Григорий Емельянович Резяпкин из села Торбеево, и герои соцтруда. Как видите, очень много известных людей имеют мордовские корни. По одной из версий Василий Шукшин – также шокша по национальности: его предки были казаками, селились возле реки Шукша Лунинского района, отсюда и его фамилия. 
Этнографический музей на дому 
О том, как пришла идея создать свой этнографический музей, Игорь Юрьевич говорит так:
– Различные предметы старины от бабушек я любил собирать с детства. Будучи ребёнком, просто собирал. А уже после, когда стал взрослым, пришло понимание, для чего я это делаю. Мысль о том, чтобы сохранить историю, показать детям и внукам, как раньше жили люди, каков был быт мордовского народа, какие предметы и вещи их окружали, послужила поводом к открытию музея. 
Музей Коротковых находится в их же частном доме:
– В начале 90-х нас, как молодых специалистов, от завода ГРАЗ поставили в очередь на постройку дома, – вспоминает Елена. – Завод помогал материалом, а мы своими силами строились. И получается так, что первым появился музей, а уже потом стала обустраиваться квартира. 
Действительно, мы обратили внимание на то, что в доме всё ещё идут ремонтные работы, но, наверное, так происходит у поистине увлечённых людей, когда приоритеты всегда отдаются тому, что интересно, а уже после – тому, что нужно.
Войдя в музей, сразу погружаешься в атмосферу старинного быта народа шокша. Мысленно представляешь, как вот в этой видавшей виды деревянной маслобойке хозяюшка взбивает масло. Старинные гребни для вычёсывания шерсти, веретено, прялку, кажется, только на время отложили умелые руки мастерицы. От прикосновения к лоскуту самотканного полотна, лежащего тут же, дух захватывает: ткань как будто ещё не остыла после работы ткацкого станка. Корытце для шинковки капусты, выдолбленное из цельного куска дерева, утюги, заправляемые разогретыми углями. Ступа для помола зерна, пектель (палка) которой не утратил ещё своей прочности, одной из таких ступ, кстати, хозяева и сами пользуются. 
– Натолчёт, бывало, бабушка зерна, а потом в печи напечёт пачи. «Пача» в переводе с языка шокша означает «блин» – символ солнца. В одном из языков мексиканских индейцев также есть слово «пача», и оно имеет  такое же значение – «солнце», – объясняют нам этнографы.
Уникальные экспонаты
На один из экспонатов мы обратили особое внимание – портрет мужчины, выполненный неизвестным художником. Как оказалось, это прадед нашего героя – Иван Иванович Коротков, живший в селе Кажлодка Торбеевского района. Славились его предки тем, что были искусными сапожниками. Сапоги, которые продемонстрировал нам Игорь, несмотря на то, что им более ста лет, не утратили своего качества. По фасону они близки к современным, но гармошка на щиколотке – не просто модный штрих, а оберег от злых духов. 
Старинный зипун, женская телогрейка под «котика», национальная одежда шокша – также экспонаты этномузея Коротковых. Они намеренно не натирают их до блеска, не наводят лоск, чтобы сохранить естественный налёт времени. 
Талантливый человек талантлив во всём!
Игорь Юрьевич – технически образованный человек, имеющий также и юридическое образование, помимо всего прочего, ещё и писатель. Нам он подарил изданный в 2017 году сборник сказок для детей, в котором в доступной для детского восприятия форме рассказывается о добре и зле, правде и неправде, истории российского народа, о Кристалле Разума и о том, что только все вместе люди могут очистить этот кристалл, чтобы он озарился сиянием добра, счастья и гармонии...
10 заповедей этнографа
Этнографы должны обладать многими навыками и знаниями. Советские этнографы Лев Яковлевич Штернберг и Владимир Германович Богораз в 1920-е годы сформулировали десять заповедей своей профессии. С тех пор этими принципами руководствуются многие российские исследователи:
1. Этнография – венец всех гуманитарных наук, ибо она изучает всесторонне все народы, все человечество в его прошлом и настоящем.
2. Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны: нет ни эллина, ни иудея, ни белого, ни цветного. Кто знает один народ – не знает ни одного, кто знает одну религию – не знает ни одной.
3. Не профанируй науки, не оскверняй этнографии карьеризмом: настоящим этнографом может быть только тот, кто питает энтузиазм к науке, любовь к человечеству и к человеку.
4. Шесть дней работай, а седьмой – подводи итоги. Помни свой долг перед общественностью и наукой.
5. Почитай великих предшественников, учителей в научной и общественной жизни, дабы и тебя чтили по заслугам твоим.
6. Не убивай науки фальсификацией фактов, поверхностными, неточными наблюдениями, скороспелыми выводами.
7. Не изменяй раз избранной специальности – этнографии. Кто раз вступил на путь этнографии, не должен сойти с него.
8. Не чини плагиаты.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, на другие народы, на их характер, обряды, обычаи, нравы и т.д. Люби ближнего больше самого себя.
10. Не навязывай насильно исследуемому народу своей культуры: подходи к нему бережно и осторожно, с любовью и вниманием, на какой бы ступени культуры он ни стоял, и он сам будет стремиться подняться до уровня высших культур.
Как появился День этнографа?
Дата праздника приурочена ко дню рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888). Ярый защитник колониальных народов, противник работорговли и расизма – он открыл Старому свету обычаи папуасов Новой Гвинеи, создал около 200 научных трудов, заложил основы отечественной антропологии и этнографии.
По некоторым данным, День этнографа начали отмечать в СССР в 1970-80-х годах по инициативе профессора Рудольфа Итса – организатора и заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. К тому же этот профессиональный праздник приходится на июль – самый разгар практик и этнографических экспедиций, так что он быстро завоевал популярность среди специалистов.
Хотя сегодня День этнографа не является официальным праздником, но имеет некоторые уже сложившиеся традиции. Так, в качестве общих атрибутов празднования в любом коллективе этнографов можно назвать торжественное застолье с непременным произнесением тостов в честь Миклухо-Маклая и Рудольфа Итса, а также ритуал «посвящения неофитов» – людей, впервые участвующих в этнографической экспедиции.

Накануне Дня этнографа мы познакомились с интересными людьми, жителями Бессоновского района, которые занимаются изучением истории своего народа, побывали в их частном музее.  Семья Коротковых – Игорь и Елена, их дети Леонид и Екатерина – представители народа шокша, одного из ответвлений мордовской национальности.

Живут Коротковы в селе Грабово. Вот что глава семейства Игорь Юрьевич рассказал о себе и своей семье:

– Родился я в Челябинской области, городе Миасе, но вскоре родители переехали в Торбеевский район, в село Кажлодка, на родину предков. После школы, в 1983 году поступил в Пензенский политехнический институт. По окончании его три года отработал по направлению в Саранске, а потом перевёлся на ГРАЗ.

С супругой Еленой познакомились в 1986 году, будучи студентами машиностроительного факультета. Образовалась семья. 

У Елены тоже мордовские корни, её родители с Анзыбея, но пока ещё доподлинно не известно, какой именно она национальности, поэтому сейчас семья занимается исследованием и в этом направлении. 

У дочери Екатерины уже свои дети. Сын Леонид недавно пришёл из армии, занимается спортом и также помогает родителям во всех начинаниях. 

Кто такие шокша? 

Википедия гласит, что «шо?кша (эрз. Шокшот) – этническая группа эрзян. Язык - шокшинский диалект эрзя?нского языка финно-волжской подгруппы уральской семьи. Шокша проживает в 15 населённых пунктах Теньгушевского района и в 5-ти – Торбеевского района. 

Проживая вместе с мокшанами, указанная группа эрзян подверглась значительному её влиянию в языке, некоторых элементах быта и культуры. Но влияние это оказалось не настолько сильным, чтобы привести к утрате эрзянского самосознания». 

По статистике, народ шокша немногочисленный – всего около 10000 человек. Но, по словам Игоря, у него всегда были сомнения в истинности этой цифры.

– Ведь мы, старшее поколение, все родом из Советского Союза, а тогда мало кто вдавался в подробности своей этнической принадлежности, по паспорту все были русскими, то есть – советским народом, – рассуждает он. – Это теперь многие стали задумываться о своих национальных корнях, интерес к истории, этнографии у людей значительно возрос.

На самом деле, добавим, что, по данным архивистов, количество заявок от граждан в эту службу на составление генеалогического древа зашкаливает.

Одним из направлений этнографических изысканий Коротковых является поиск соплеменников. Благо, сейчас, в эпоху Интернета, делать это гораздо проще.

– Так вот выяснилось, что известная наша актриса Любовь Толкалина – представительница народа шокша, только она из-под Рязани. Корни мамы знаменитого хоккеиста Александра Овечкина, Татьяны Николаевны (Кабаевой в девичестве), также прославленной спортсменки, двукратной олимпийской чемпионки по баскетболу, – из Теньгушевского района. Предки бывшего губернатора Приморского края Сергея Дарькина родом с моей деревни Кажлодка. Есть в этом списке и Герой Советского Союза – Григорий Емельянович Резяпкин из села Торбеево, и герои соцтруда. Как видите, очень много известных людей имеют мордовские корни. По одной из версий Василий Шукшин – также шокша по национальности: его предки были казаками, селились возле реки Шукша Лунинского района, отсюда и его фамилия. 

Этнографический музей на дому 

О том, как пришла идея создать свой этнографический музей, Игорь Юрьевич говорит так:

– Различные предметы старины от бабушек я любил собирать с детства. Будучи ребёнком, просто собирал. А уже после, когда стал взрослым, пришло понимание, для чего я это делаю. Мысль о том, чтобы сохранить историю, показать детям и внукам, как раньше жили люди, каков был быт мордовского народа, какие предметы и вещи их окружали, послужила поводом к открытию музея. 

Музей Коротковых находится в их же частном доме:

– В начале 90-х нас, как молодых специалистов, от завода ГРАЗ поставили в очередь на постройку дома, – вспоминает Елена. – Завод помогал материалом, а мы своими силами строились. И получается так, что первым появился музей, а уже потом стала обустраиваться квартира. 

Действительно, мы обратили внимание на то, что в доме всё ещё идут ремонтные работы, но, наверное, так происходит у поистине увлечённых людей, когда приоритеты всегда отдаются тому, что интересно, а уже после – тому, что нужно.

Войдя в музей, сразу погружаешься в атмосферу старинного быта народа шокша. Мысленно представляешь, как вот в этой видавшей виды деревянной маслобойке хозяюшка взбивает масло. Старинные гребни для вычёсывания шерсти, веретено, прялку, кажется, только на время отложили умелые руки мастерицы. От прикосновения к лоскуту самотканного полотна, лежащего тут же, дух захватывает: ткань как будто ещё не остыла после работы ткацкого станка. Корытце для шинковки капусты, выдолбленное из цельного куска дерева, утюги, заправляемые разогретыми углями. Ступа для помола зерна, пектель (палка) которой не утратил ещё своей прочности, одной из таких ступ, кстати, хозяева и сами пользуются. 

– Натолчёт, бывало, бабушка зерна, а потом в печи напечёт пачи. «Пача» в переводе с языка шокша означает «блин» – символ солнца. В одном из языков мексиканских индейцев также есть слово «пача», и оно имеет  такое же значение – «солнце», – объясняют нам этнографы.

Уникальные экспонаты

На один из экспонатов мы обратили особое внимание – портрет мужчины, выполненный неизвестным художником. Как оказалось, это прадед нашего героя – Иван Иванович Коротков, живший в селе Кажлодка Торбеевского района. Славились его предки тем, что были искусными сапожниками. Сапоги, которые продемонстрировал нам Игорь, несмотря на то, что им более ста лет, не утратили своего качества. По фасону они близки к современным, но гармошка на щиколотке – не просто модный штрих, а оберег от злых духов. 

Старинный зипун, женская телогрейка под «котика», национальная одежда шокша – также экспонаты этномузея Коротковых. Они намеренно не натирают их до блеска, не наводят лоск, чтобы сохранить естественный налёт времени. 

Талантливый человек талантлив во всём!

Игорь Юрьевич – технически образованный человек, имеющий также и юридическое образование, помимо всего прочего, ещё и писатель. Нам он подарил изданный в 2017 году сборник сказок для детей, в котором в доступной для детского восприятия форме рассказывается о добре и зле, правде и неправде, истории российского народа, о Кристалле Разума и о том, что только все вместе люди могут очистить этот кристалл, чтобы он озарился сиянием добра, счастья и гармонии...

10 заповедей этнографа

Этнографы должны обладать многими навыками и знаниями. Советские этнографы Лев Яковлевич Штернберг и Владимир Германович Богораз в 1920-е годы сформулировали десять заповедей своей профессии. С тех пор этими принципами руководствуются многие российские исследователи:

1. Этнография – венец всех гуманитарных наук, ибо она изучает всесторонне все народы, все человечество в его прошлом и настоящем.

2. Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны: нет ни эллина, ни иудея, ни белого, ни цветного. Кто знает один народ – не знает ни одного, кто знает одну религию – не знает ни одной.

3. Не профанируй науки, не оскверняй этнографии карьеризмом: настоящим этнографом может быть только тот, кто питает энтузиазм к науке, любовь к человечеству и к человеку.

4. Шесть дней работай, а седьмой – подводи итоги. Помни свой долг перед общественностью и наукой.

5. Почитай великих предшественников, учителей в научной и общественной жизни, дабы и тебя чтили по заслугам твоим.

6. Не убивай науки фальсификацией фактов, поверхностными, неточными наблюдениями, скороспелыми выводами.

7. Не изменяй раз избранной специальности – этнографии. Кто раз вступил на путь этнографии, не должен сойти с него.

8. Не чини плагиаты.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, на другие народы, на их характер, обряды, обычаи, нравы и т.д. Люби ближнего больше самого себя.

10. Не навязывай насильно исследуемому народу своей культуры: подходи к нему бережно и осторожно, с любовью и вниманием, на какой бы ступени культуры он ни стоял, и он сам будет стремиться подняться до уровня высших культур.

Как появился День этнографа?

Дата праздника приурочена ко дню рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888). Ярый защитник колониальных народов, противник работорговли и расизма – он открыл Старому свету обычаи папуасов Новой Гвинеи, создал около 200 научных трудов, заложил основы отечественной антропологии и этнографии.

По некоторым данным, День этнографа начали отмечать в СССР в 1970-80-х годах по инициативе профессора Рудольфа Итса – организатора и заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. К тому же этот профессиональный праздник приходится на июль – самый разгар практик и этнографических экспедиций, так что он быстро завоевал популярность среди специалистов.

Хотя сегодня День этнографа не является официальным праздником, но имеет некоторые уже сложившиеся традиции. Так, в качестве общих атрибутов празднования в любом коллективе этнографов можно назвать торжественное застолье с непременным произнесением тостов в честь Миклухо-Маклая и Рудольфа Итса, а также ритуал «посвящения неофитов» – людей, впервые участвующих в этнографической экспедиции.


Оставить комментарий